«Хальмг унн»: Спектакль-эксперимент по Достоевскому

Спектакль-эксперимент по Достоевскому.
«Преступление и наказание» Федора Достоевского – гениальное произведение, главные темы которого сопровождают человечество на протяжении столетий и даже тысячелетий. Добро и зло, любовь и ненависть, сострадание и бесчеловечность, преступление и наказание обрамлены в этом романе детективным сюжетом. 8 ноября в Республиканском русском театре драмы и комедии состоялась премьера спектакля «Преступление и наказание. Эпизоды».

Перефразируя слова модного столичного режиссера о том, что «если ты ставишь спектакль, ты не можешь не говорить о сегодняшнем дне», можно утверждать, что очередное театральное детище Марины Кикеевой оказалось очень актуальным, созвучным тревожному XXI веку. В спектакле, на наш взгляд, актуализированы поднятые русским классиком извечные человеческие проблемы. И получилось так, будто действие происходит в наше время, и герои ничем не отличаются от зрителей.
Наша землячка, заслуженная артистка РК, ныне работающая в Московском драматическом театре «Постскриптум», нашла время, чтобы не только для постановки по такому масштабному произведению в Элисте, но и поэкспериментировать на сцене Русского театра. Зрители увидели несколько ключевых эпизодов романа, представленных как серия диалогов и монологов главных действующих лиц, в которых раскрыты основные темы. Поэтому складывается впечатление, что здесь нет второстепенных ролей, все главные. Проникновенная игра всех актеров, задействованных в спектакле, монологи, повествующие о тяжелой драме каждого героя, завораживают глубоким психологизмом и мощной энергетикой.
С самого начала в спектакле нагнетается атмосфера, напряжены не только голоса актеров, но их движения, жесты, и это состояние усиливается ритмами песни «Крылья» группы «Наутилус Помпилиус», которая стала своеобразным героем спектакля-эксперимента.
Каждый эпизод был сыгран на разрыв аорты, каждый монолог заставлял понять горькую судьбу героев. Первые монологи Семена Мармеладова, спившегося отца Сони, ее полусумасшедшей мачехи Катерины Ивановны рассказывают о беспросветной нищете семьи, где старшая сестра зарабатывает телом, а трое малолетних детей ради денег вынуждены веселить праздную публику на улице. Как пронзительна, откровенна мастерская игра Василия Муджикова, Юлии Клейнер. Такое начало на высшем пилотаже актерских способностей неожиданно!
В диалогах помещика Аркадия Свидригайлова и Дуни Раскольниковой ярко раскрываются образы азартного игрока, хитрого, плотоядного мужчины и обаятельной, чистой молодой девушки, замечательно исполненных Саналом Цереновым и Ладой Зубковой.
В диалоге Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой решается, пожалуй, главный вопрос, который мучает не только автора, но и всех читателей его романа, зрителей спектакля: может ли после чудовищного преступления, после возникшего союза со злом быть спасение, воскресение? Как импульсивен, возбужден в своих метаниях Антон Савенко, и как спокойна, кротка, смиренна в своей роли Валерия Райхман…
Порфирий Петрович, следователь-интеллектуал, добившийся своей цели, точно показан Леонидом Сангаджиевым.
А во время тревожных монологов Пульхерии Раскольниковой, матери Родиона, я не находила себе места: ее словами будто говорили тысячи матерей, ожидающих хоть какой весточки от своих детей, уехавших далеко. Наталья Ежкова не играет, а проживает на сцене, она убедительна, взволнована, вопреки всему полна надежд о сыне. А финальную сцену, где героиня на коленях молится, плачет, кричит, я уже не могла спокойно воспринимать: глаза застилали слезы, в голове шумело от нахлынувших чувств. Поэтому приду на спектакль еще раз, чтобы лучше вслушаться и понять.
Успех премьеры – в общей слаженной работе всего организма театра. Монохромная простая одежда актеров не отвлекает от самого важного – речи и движений героев. Скромный реквизит на сцене также усиливает драматизм эпизодов.
Спектакль, автор инсценировки и режиссер-постановщик которого талантливейшая Марина Кикеева, в котором столько уникальной игры актеров, столько сценических находок, надолго останется в памяти, потому что он будоражит сознание, волнует той противоречивостью, что свойственна натурам ищущим, жаждущим иметь право на благополучие и счастье.

Людмила НАМРУЕВА, газета «Хальмг унн» 14 ноября 2024 г.

Похожие записи