«Марийская правда» о фестивале русских театров национальных республик

Йошкар-Ола вновь стала местом встречи русских театров национальных республик России и зарубежных стран
Марина Оленева, газета «Марийская правда», 9.12.2024 г.
Традиционный ежегодный фестиваль «Мост дружбы» прошел в столице Марий Эл уже в 21-й раз. Сегодня — о том, каким он был и чем удивил.

Йошкар-Ола совершенно по праву считается одним из самых театральных городов нашей страны. И дело здесь не только в большом количестве профессиональных театров, но и в том, что наш город с завидным постоянством становится местом проведения крупнейших театральных форумов, фестивалей самого высокого уровня. Одним из них является «Мост дружбы», придуманный в далеком 1993 году Георгием Константиновым, народным артистом РСФСР, тогда главным режиссером русского драматического театра, и народным артистом СССР Юрием Соломиным.

Эти великие театральные деятели в то непростое для страны время решили объединить творческие коллективы русских театров республик России и зарубежных стран, «чтоб не пропасть поодиночке». Ежегодным фестиваль стал чуть больше 10-ти лет назад, и с тех пор серый йошкар-олинский ноябрь становится теплее и ярче от встреч с театральными коллективами, с уважением относящимися к русскому слову и русской классической литературе.

В этом году организаторы «Моста дружбы» — Академический русский театр драмы им. Г. Константинова — посвятили фестиваль 100-летию со дня рождения Георгия Викторовича и памяти не так давно ушедшего Юрия Мефодьевича Соломина. Как всегда, при отборе присланных на фестиваль работ обращалось внимание на используемый драматургический материал и на его высокое художественное звучание. При этом формы, выбранные режиссерами, могли быть абсолютно любые. В итоге в афишу «Моста дружбы-2024» вошли 12 спектаклей 10-ти театральных коллективов из восьми национальных республик России и русский театр из Республики Абхазия. Все участники не новички этого форума, но кто-то приезжает на него каждый год (Русский драматический театр Республики Чувашия), кто-то вернулся после длительного перерыва (Русский театр драмы и комедии Республики Калмыкия), а некоторые (Русский театр им. М.Ю. Лермонтова Республики Чечня; Молодежный театр «Созвездие-Йолдызлык» г. Казань), присоединившись к дружной команде несколько лет назад, становятся ее постоянными членами. Безусловно, уровень спектаклей был абсолютно разный, но от этого становилось еще интереснее.  

Тень режиссера…

Роль театрального режиссера трудно переоценить, но часто именно его твердое, а иногда и малооправданное «я художник, я ТАК вижу» играют с постановкой злую шутку. Даже отличные актерские работы при таком «раскладе» не способны приподнять спектакль на уровень выше. К сожалению, в этом году это случилось с «Ревизором», который привез в Йошкар-Олу театр из Грозного. Бессмертное произведение Николая Гоголя вдруг начало терять что-то главное, появились непонятные молчаливые персонажи, а в один момент градус кавказского темперамента у Хлестакова по силе звука повысился настолько, что ни слова героя, ни их смысл нельзя было разобрать даже с третьего ряда.

Другая история сложилась с театром драмы «Творческая мастерская» из Республики Карелия и с его «Дунькиным счастьем», ярким, интересным по сути произведением, но в котором активное, даже немного чрезмерное личностное режиссерское «начало» периодически превалировало, выходя на первый план. Членам экспертного совета было непросто обсуждать подобные работы, хотя мы, в первую очередь, искали и, конечно, находили слова поддержки, одобрения и благодарности артистам, безукоризненно выполнившим поставленные перед ними задачи.

Почти детский восторг

Надо сказать, что самая большая прелесть фестиваля – это его разнообразие. Участники никогда не повторяются в своем выборе и стараются привезти свои лучшие, свои самые интересные постановки. При этом предсказать по названию спектакля, «зайдет» или нет он зрителям, невозможно. Бывает, что, читая афишу, кто-то останавливается на ярком названии или на имени драматурга, а другие, наоборот, пропускает, как набившие оскомину еще со школьной поры. И те, и другие легко могут ошибиться.

В этом году такое случилось со спектаклями «Лес» по Островскому русского театра из Республики Башкортостан и «Три рассказа и одна шутка» по рассказам Чехова русского театра драмы и комедии из Республики Калмыкия. Казалось бы, самая «классическая классика». Чем же она может удивить искушенного зрителя? Может! И не только удивить, но и запасть в душу надолго. Гости из Уфы показали своеобразный «спектакль в спектакле». Необычная сценография из смеси элементов античности и … сельского погоста, великолепная «говорящая » световая и цветовая партитуры, демоническая музыка Малера, замечательная игра актерского ансамбля рассказали о серьезных вещах просто, красиво, легко и убедительно. А комедия театра из Элисты зажгла в сердце огонь невероятной теплоты, какого-то давно забытого детского восторга и восхищения от великолепных актерских работ. Давно театр не дарил мне такой палитры положительных эмоций и простой человеческой радости!

ФОТО ЩЕГЛОВ МАРКИН

Артисты из русского театра драмы и комедии Республики Калмыкия покорили ни одно зрительское сердце! Фото Марины Оленевой / «Марийская правда»   

Дружба народов – не просто слова

Не могу не отметить очень интересный спектакль «Пастух Махаз» русского театра им. Ф. Искандера из Республики Абхазия. Гости из солнечного Сухума второй раз принимают участие в фестивале, и вновь их постановка вызвала бурю положительных эмоций у зрителей. Национальный колорит, прекрасная сценография, тонкий юмор искандеровской прозы доставили много удовольствия и запомнятся надолго.

Любопытную инсценировку пьесы известного российского драматурга Евгения Гришковца привез на «Мост дружбы» театр «Мастеровые» из Набережных Челнов. Комедия «Папаши» по форме и содержанию была необычна, нашла отклик у публики, особенно у ее женской половины. Этот театр несколько лет не участвовал в фестивале, и его ждали йошкаролинцы. Даже на втором, «ночном» показе зал был практически полон.

Театр ««Созвездие-Йолдызлык» из Казани порадовал всех трогательной, душевной и очень созвучной сегодняшнему дню историей «Я, бабушка, Илико и Илларион». «Фестиваль называется «Мост Дружбы». И когда в Йошкар-Оле татары играют грузин, рыдают все… Это очень символично», — отметила на обсуждении Валентина Федорова, член экспертного совета, театровед из Москвы.

 Открывали и закрывали фестиваль постановки русского театра драмы им. Г. Константинова«Вишневый сад» и «Ханума». Организаторы форума в очередной раз продемонстрировали свой высокий уровень исполнительского мастерства, приверженность лучшим традициям русского психологического театра, умение «говорить» со зрителем на серьезные темы без принуждения и не «морочить» его новомодными театральными приемами из разряда «чем непонятнее, тем умнее».

ХХI «Мост дружбы» уже стал историей. Спасибо ему за яркие эмоции и приятное послевкусие! Через год опять будут встречи, и, надеюсь, новые, неожиданные знакомства.

Похожие записи